Изображения:
Шрифт: A A A
Цвета: A A A A

«Высокая оценка москвичей стала сюрпризом» — Елена Липатова

«Активный гражданин» побеседовал с писательницей Еленой Липатовой. Ее поэтическая сказка «Карандашные истории» заняла второе место в голосовании за лучшую детскую книгу по версии москвичей в рамках конкурса на соискание премии им. К. Чуковского.

Елена Липатова уже почти 25 лет живет в Америке, но признается, что писать стихи по-прежнему может только на родном языке. Она рассказала «Активному гражданину», как сказка про цветные карандаши вдруг превратилась в «страшилку» и почему нарисовать главных героев этой истории оказалось очень непросто.

 Елена, «Карандашные истории» вошли в пятерку лучших детских книг по версии москвичей. За вас проголосовали 10 250 человек. Для вас важна эта оценка?

— О том, что «Карандашные истории» набрали такое большое число голосов, я узнала от своего издателя. Очень обрадовалась! Сама я следить за ходом голосования не могла: живу в Америке, а для регистрации в проекте нужен российский номер телефона. Поэтому такая высокая оценка москвичей для меня была полной неожиданностью и подарком. 

 Расскажите, пожалуйста, как появились «Карандашные истории»? 

 — Был у меня такой период, когда стихи появлялись каждый день, я не успевала их записывать, и многие строчки оставались в черновиках — забытые, так и не превратившиеся в стихи. В папку с набросками попало и начало истории про карандаши. Идея была прикладного характера: книжка про цвета для самых маленьких. А я такие стихи не люблю и не пишу, поэтому и забросила несколько случайных четверостиший, так как мне стало скучно. И вот однажды… Я очень люблю эту фразу: «И вот однажды!» Потому что дальше может произойти все что угодно.

...И вот однажды я открыла толстую папку с черновиками, в которой обнаружила вступление к «Карандашной истории». Что это за история, я не знала, но начало мне понравилось, да и название «Карандашные истории» показалось интересным. Думала, что основой сюжета станет соревнование: карандаши нарисуют картинки, каждый придумает по песенке и художник определит победителя. Закончить хотела за неделю. 

 А как же в итоге получилась «страшилка»? 

— Мне кажется, что «страшилка» — несколько преувеличенно: история получилась не страшной, а… неожиданной. Неожиданно герои заупрямились и стали вести себя как им вздумается, а сюжет вышел из-под контроля и из прямолинейного превратился в «почти страшную историю», полную приключений. Красный решил победить во что бы то ни стало и нарисовал «красного мальчика», «красную корову», «красного деда». Он так старался, что у него обломился нос и пришлось вызвать доктора Точилку. Зеленый нарисовал лес и в нем же и потерялся. Серый хотел нарисовать коня, а получился волк...

Одним словом, я так вошла во вкус, что вместо недели «жила» разноцветной беззаботной карандашной жизнью месяцев пять! Мне снились цветные сны, я просыпалась счастливой и сразу после кофе бросалась к компьютеру.

 Когда сказка была уже написана, быстро нашли издателя?

— Нет, она везде была отвергнута. Подзаголовок «Пьеса для чтения и представления» оказался непреодолимым барьером. Время шло, рукопись лежала «в столе», а я не могла остановиться и продолжала писать. Вторая сказка «Новые карандашные истории, или Случай на уроке рисования» появилась через год. За ней — еще две: «Вот так история» и «Розовая история», а следом — «Как карандаши Новый год встречали».

И вот однажды я случайно забрела в Москве в маленькое, тогда совсем молодое издательство «Китони» и познакомилась с чудесным человеком Александрой Дмитриевой. Рассказала про «Карандаши», показала рукопись — и ее сразу решили издавать.

—  Хочется отдельно поговорить про иллюстрации. Сразу ли вам понравилось, какими художник «увидел» ваших персонажей? 

— Поиски художника затянулись на несколько лет! По словам издателей, «Карандаши» оказались самой трудной книгой в их практике. Всю книжку и эскизы к ней рисовали много-много-много раз! Пробовали как молодых, так и известных художников. Редакция даже объявила конкурс, на который откликнулись триста человек. Художники присылали первые развороты — вполне приличные, красивые, даже интересные. А вот нарисовать целую книжку почему-то не получалось.  

И вот наконец... Утром захожу в свою почту, вижу письмо из «Китони» с темой: «УРА!», открываю файл и вижу... Оживших карандашей, маленьких, толстеньких, забавных!  Художница Ксения Скоморохова сделала невозможное: карандаши ожили! Они двигались, жестикулировали, у них были лица, передающие характеры! Это было такое счастье!..

Сейчас я понимаю, как важно найти художника, который не просто нарисует картинки, но станет соавтором, влюбится в героев, увидит нюансы и возможности, о которых не знает автор.

 Отрывок из вашей сказки в разделе «Активный гражданин — детям» можно послушать в исполнении актрисы Радмилы Беловой. А еще карандаши стали  героями радиоспектакля. Кто решил озвучить сказку?

— У книги про карандаши четыре мамы: автор слов, то есть я, художник Ксения Скоморохова, издатель Александра Дмитриева и автор музыкального спектакля, вдохновитель, исполнитель и бард Ирина Барская. Каждый по праву считает «Карандаши» своим ребенком.

Когда Ира позвонила мне и сказала, что влюбилась в «Карандаши» и хочет записать радиоспектакль, я отнеслась к этой идее скептически. К тому времени мы были знакомы не один год, вместе выступали в библиотеках и школах перед русско-американскими детьми, а мои стихи, ставшие благодаря Ире песнями, звучали в ее музыкальной интерпретации фантастически! 

Но «Карандаши»... Это же не стихотворение, а многоголосая сказка, в которой нет слов автора — сплошные диалоги! Их же нужно произносить на разные голоса… Нет, я не пыталась отговорить Иру, потому что остановить ее было невозможно! Как настоящий поэт или художник (или музыкант!), она влюбилась в будущее создание, постоянно думала про сказку, по сути, жила в ней. Записывали «Страшную карандашную историю» долго. 

 Как вы можете описать свои произведения? В чем их особенность?

— О своих стихах писать трудно и одновременно легко. Потому что стихи — это часть меня, а человек себя вроде бы и знает, но в то же время стесняется говорить о том, что очень дорого. Почти у каждого моего стихотворения есть история. Иногда забавная, иногда — не очень. Когда я открываю папку с оригиналами (да-да, у меня есть такая папка, и не одна!), я чувствую тепло, идущее от страниц. Это значит, что энергия, давшая толчок стихотворению, не выветрилась, не пропала со временем, потому что была там изначально. Именно энергетика стиха для меня — самый важный критерий оценки собственных созданий.       

 В прошлом году еще одна ваша книга стала финалистом первого конкурса на соискание премий имени Корнея Чуковского… 

— Да, это очень дорогая для меня книжка, выпущенная издательством «Китони»: «Дождь своими словами. Стихи-подростки». Именно про стихи из этого цикла много лет назад Валентин Дмитриевич Берестов сказал: «Ваши взрослые стихи, к счастью, тоже детские. Вернее... подростковые. Подростки». Я запомнила его слова, всю жизнь писала странные полувзрослые стихи и сохранила название, подсказанное мне поэтом, которого я считаю своим учителем. Каждому автору так хочется, чтобы его книги не просто прочитали, но запомнили и полюбили. Спасибо всем, кто за меня проголосовал и в этом году!

02.12.2021 14:36
Вернуться к списку
© 2024 Администрация поселения Московский
Понедельник - четверг 9.00 - 18.00
Пятница 9.00 - 16.45