МБР-2 (Морской Ближний Разведчик Второй) - советская летающая лодка. Деревянный одномоторный моноплан смешанной конструкции с толкающим винтом. Имела съемное колёсно-лыжное шасси.
Бериев для дебюта выбрал схему одномоторного моноплана с толкающим винтом и двухреданной лодки. Конструкция должна была по плану обладать хорошей мореходностью, а также способность взлетать и садиться на воду при волнах высотой до 0,7 м. В качестве силовой установки планировался двигатель М-27.
Машина получилась весьма и весьма неплохой. Легкой в управлении, устойчивой на воде и в полете.
Разработана в ЦКБ МС под руководством Г.М. Бериева.
Руководством страны самолёт был рассмотрен 5 августа 1933 года, когда у Сталина прошло совещание, на котором был затронут вопрос о морской авиации. Присутствовавший там конструктор А.Н. Туполев назвал этот самолёт "деревяшкой", но самолёт такого типа был нужен авиации ВМФ и МБР-2 был принят на вооружение.
Самолёт после каждого вылета (и, соответственно, посадки на воду) требовал просушки - техники в водозащитном обмундировании выталкивали самолёт на сушу, где на побережье разводились костры, которыми прогревали песок, мешками с которым обкладывали корпус самолёта. Для просушки корпуса требовалось несколько часов, после чего самолёт был готов к вылету.
Активно применялся во время Великой Отечественной Войны, в особенности на Чёрном море. В силу слабого оборонительного вооружения несли высокие потери. У летчиков имел прозвище "амбарчик" и "корова".
Кстати, именно с МБР-2 началась история авиации Северного флота. В 1936 году три летающие лодки стали первыми самолетами морской авиации на Севере. Первые полеты там начались только летом следующего года, поскольку гидроаэродром в губе Грязная удалось подготовить лишь в мае 1937 г.