Крупнейший политический, экономический и культурный центр СССР после тяжелейшей 16-месячной борьбы вновь обрёл сухопутную связь со страной.
К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов вели ожесточённый бой в районе Рабочего посёлка № 5, и их разделяло всего несколько километров. Немецкое командование, поняв, что удерживать окружённые опорные пункты уже нет необходимости, отдало приказ гарнизонам Шлиссельбурга и Липки пробиваться к Синявино. Чтобы облегчить прорыв силы защищавшие Рабочие поселки № 1 и № 5 (группа Хюнера) должны были держаться максимально долго. Кроме того, был организован контрудар из района Рабочего поселка № 5 по 136-й стрелковой дивизии и 61-й отдельной танковой бригаде, чтобы опрокинуть её и облегчить прорыв окружённых войск. Однако удар был отражён, было уничтожено до 600 немцев, в плен взяли до 500 человек. Советские воины, преследуя противника ворвались в посёлок, где в примерно в 12 часов дня войска 2-й ударной и 67-й армии соединились. Встретились войска двух армий и в районе Рабочего поселка № 1 – это были 123-я отдельная стрелковая бригада Ленинградского фронта во главе с заместителем командира по политической части майором Мелконяном и 372-я стрелковая дивизия Волховского фронта во главе с начальником 1-го отделения штаба дивизии майором Мельниковым. В этот же день был полностью очищен от немцев Шлиссельбург, а концу дня южное побережье Ладожского озера было освобождено от врага, а его разрозненные группы уничтожены или пленены. Были освобождены и Липки.
18 января, как только в Москве получили известие о прорыве блокады, ГКО принял решение о форсированном строительстве на освобожденной полосе земли железнодорожной ветки, которая должна была соединить Ленинград с Волховским железнодорожным узлом. Железную дорогу от станции Поляна до Шлиссельбурга должны были соорудить за 18 дней. Одновременно через Неву был построен временный железнодорожный мост. Железнодорожную линию назвали Дорогой Победы. Уже утром 7 февраля ленинградцы с большой радостью встретили первый железнодорожный эшелон, пришедший с Большой земли и доставивший 800 т. сливочного масла. Кроме того, вдоль южного берега Ладожского озера стало функционировать и автомобильное движение. Продолжала действовать и Дорога жизни. Через две недели в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для крупнейших промышленных центров страны: рабочие стали получать по 700—600 грамм хлеба в день, служащие — по 500, дети и иждивенцы — 400 грамм. Увеличились нормы снабжения другими видами продовольствия.
Правда, Дорога Победы действовала в сложнейших условиях. Немецкая артиллерия насквозь простреливала узкий коридор освобожденный советскими войсками, так как путь проходил в 4—5 км от линии фронта. Составы приходилось водить под бомбежкой и артиллерийским огнем. Бывало, что осколки поражали и машинистов, и кочегаров, и кондукторов. Ремонт путей зачастую делался подручными средствами. С наступлением лета составы, вопреки всем существующим правилам, двигались по ступицу в воде. В результате артобстрелов и бомбардировок железнодорожное сообщение часто нарушалось. Основные грузопотоки по-прежнему шли по Дороге жизни через Ладогу. К тому же существовала угроза, что немцы сумеют восстановить положение.
Таким образом, крупнейший политический, экономический и культурный центр СССР после тяжелейшей 16-месячной борьбы вновь обрёл сухопутную связь со страной. Значительно было улучшено снабжение города продовольствием и товарами первой необходимости, а промышленные предприятия стали получать в большем количестве сырьё и топливо. Уже в феврале 1943 года в Ленинграде резко возросла выработка электроэнергии, заметно увеличилось производство вооружения. Восстановление коммуникаций позволило непрерывно усиливать войска Ленинградского фронта и Балтийского флота пополнением, вооружениями и боеприпасами. Это улучшило стратегическое положение советских войск, действовавших на северо-западном направлении
#СоветВетерановМосковский #Московский #ТиНАО #СтраницыИстории