«По современным нормативам каждый пожарный аттестован и на ведение аварийно-спасательных работ, поэтому здесь сегодня соревнуются пожарные и спасатели. Основные цели — показать свое профессиональное мастерство, обменяться опытом с коллегами, отработать взаимодействие между городскими и федеральными пожарно-спасательными подразделениями, выработать единые механизмы действий на месте происшествия», — отметил заместитель руководителя Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы Дмитрий Скоркин.
По легенде, произошло дорожно-транспортное происшествие, два человека получили травмы конечностей, у обоих есть подозрение на повреждение позвоночника. В роли водителя и пассажира — статисты из числа добровольцев. Их задача — максимально погрузить спасателей в обстановку реального ДТП: они имитируют стресс, шок, панику, задают спасателям множество вопросов.
После получения легенды, участники сборной огораживали место происшествия, стабилизировали и обесточивали автомобили.
Чтобы добраться до пострадавших и извлечь их из поврежденной машины максимально безопасно, спасатели и пожарные буквально разбирали тренажер — снимали двери и крышу, срезали стойки и демонтировали спинки сидений. В ходе прохождения дистанции конкурсанты должны были убедиться, что в автомобиле нет газового оборудования, а также потушить условный пожар. Сигнал «возгорание» мог быть дан команде в любой момент, после его получения участники сборной должны были оперативно принять решение о распределении сил для тушения пожара и дальнейшего оказания помощи пострадавшим.
Контрольное время — 30 минут, но, как и на реальном дорожно-транспортном происшествии, счет идет на секунды, поэтому необходимо выполнить все максимально быстро и без потери качества. За работой сборных наблюдали опытные судьи, оценивающие соблюдение правил безопасности, алгоритм выполнения аварийно-спасательных работ и оказание допсихологической помощи. Так как самое ценное для работников экстренных служб — жизнь и здоровье людей, в критерии оценки вошли наложение специальной защиты от срабатывания подушки безопасности, использование накладок на острые края, укрытие людей покрывалом, защищающим от осколков стекла. Происшествие считалось ликвидированным только после передачи обоих пострадавших в зону нахождения медиков.
Малейшая неточность могла стоить команде драгоценных баллов, необходимых для того, чтобы оказаться на пьедестале почета.
«В наших действиях на соревнованиях нет неважных мелочей. К примеру, при перекусывании детали гидравлическим инструментом между ней и пострадавшим вставляются «лепестки». Это специальные небольшие щиты для защиты человека от попадания мелких деталей во время проведения аварийно-спасательных работ. Также судьи следят, чтобы при оказании первой помощи на спасателе были надеты медицинские перчатки, а при работе с оборудованием на руках находились краги, пожар нельзя тушить без шлема с опущенным забралом», — рассказал работник АСО №6 Пожарно-спасательного центра Михаил Манолов.
Как отметил Михаил, соревнования держат работников отряда в тонусе. За последний месяц это уже третье выступление подразделения на профессиональном конкурсе, а в конце апреля работники планируют побороться за звание лучшего звена газодымозащитников. Такой «плотный график» — результат желания рядовых спасателей и поддержка их стремления начальником отряда.
По итогам соревнований лучшее выполнение задания показала сборная аварийно-спасательного отряда №6 Пожарно-спасательного центра. Они на одну минуту превзошли результат победителей Всероссийских соревнований по проведению аварийно-спасательных работ при ДТП в 2021 году, справившись с задачей за 13 минут 50 секунд без штрафных очков. Вторыми стали работники ПСО №209 имени полковника А.А. Жебелева, бронза досталась 61 федеральной пожарно-спасательной части.
Победители Чемпионата представят Москву на всероссийских соревнованиях по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте.