26 апреля 1986 года взорвался четвертый энергоблок на Чернобыльской АЭС. Масштабы трагедии могли бы стать неизмеримо большими, если бы не мужество, самоотверженность участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, прибывших со всей страны, и вступивших в «бой» с радиацией. Тысячи людей приняли участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Одни из первых прибыли на АЭС пожарные подразделений объектовой части ВПЧ-2 и сотрудники пожарной части СВПЧ-6 города Припять, расположенного в десяти километрах от ЧАЭС.
К месту происшествия они прибыли уже через семь минут. В задачи огнеборцев входило тушение пожара на объекте. О настоящих масштабах происшествия и радиоактивном заражении местности, а также последствиях для себя лично они в тот момент не подозревали или не думали. Караул ВПЧ-2 под руководством лейтенанта Владимира Правика прибыл на место происшествия первым. Они ликвидировали огонь на крыше горевшего блока, чтобы предотвратить его распространение на следующие три реактора атомной станции.
Правик лично поднялся на самую опасную точку разрушенного реактора и приступил к тушению огня. Вскоре он почувствовал недомогание, но продолжал работать, отправив своих подчиненных на уровень ниже. Чуть позже к ним присоединился караул СВПЧ-6 под руководством лейтенанта Виктора Кибенка. Командир отделения СВПЧ-6 старший сержант Василий Игнатенко установил автомобиль между третьим и четвертым энергоблоками, проложил рукавную линию на большой высоте. Получив высокую дозу облучения, передавая позицию сменщику он, несмотря на резкий упадок сил, помог эвакуироваться и своим коллегам: пожарному Владимиру Тишуре и командиру отделения Николаю Ващуку, который с бойцами тушил огонь, подавая воду на кровлю горящего блока с помощью автолестницы.
Позднее по тревоге были подняты пожарные расчеты из Чернобыля, Киева и других районов. Они включились в работу под руководством майора внутренней службы Леонида Телятникова. Пожар был потушен к пяти утра. Первыми ликвидаторами аварии на ЧАЭС стали около сорока человек: персонал объекта, пожарные и другие.
28 человек, находившихся непосредственно в эпицентре аварии близ разрушенного реактора около четырех часов, получили высокую дозу облучения. Все они проходили лечение в шестой клинической больнице Москвы, но вскоре скончались и похоронены на Митинском кладбище столицы. Над их могилами вскоре был поставлен памятник, созданный скульптором Андреем Ковальчуком и архитектором Виктором Корси: ядерный гриб, внутри которого стоит человек и голыми руками пытается остановить надвигающуюся беду.
Давайте помнить об этом, рассказывать подрастающим поколениям, ведь их становится все меньше – ликвидаторов той страшной трагедии, что случилась прекрасным апрельским утром 26 апреля 1986 года.
Пресс-служба Управления по ТиНАО Департамента ГОЧСиПБ