Сборник стихов Дмитрия Сиротина «Вишневый пирог» был признан активными гражданами «Лучшим произведением для детей по мнению читателей» в рамках конкурса на соискание премий Правительства Москвы имени Корнея Чуковского. В интервью писатель рассказал, как создавался поэтический сборник с вкусным названием и с начинкой из остроумных стихов, приправленных юмором, а иногда и грустинкой.
― Дмитрий, поздравляем вас с победой: в голосовании проекта «Активный гражданин» москвичи признали «Вишневый пирог» лучшим произведением для детей. Вы следили за результатами?
― Спасибо большое. Если честно, я не очень разбираюсь в голосованиях, подсчетах и процентах. Видел, что лидирую, но до конца не верилось, что результат таким и останется. Хочу сказать огромное спасибо всем, кто проголосовал за меня. Так символично, что я совсем недавно переехал ближе к столице с Крайнего Севера ― из Воркуты, где я родился и прожил долгое время. И мне очень приятно, что москвичи меня так поддержали.
― Расскажите, как вы «готовили» свой «Вишневый пирог»? Как отбирали стихи для книги?
― В сборник вошли стихи разных лет, первые были написаны еще давно, в 2009 году. Вообще, мои тексты отличаются тем, что в них есть и юмор, и печаль, и иронические размышления, и немного грустноватое, но все же веселье. Публиковать стихи оказалось очень непросто, издатели мне долго отказывали. Издать «Вишневый пирог» удалось благодаря невероятным усилиям моего друга и коллеги писательницы Валентины Дегтевой, которая просто ходила и «трясла» всех! И в итоге издательство «Октопус» согласилось с нами сотрудничать. Я очень благодарен его директору Вере Байдак, что она все-таки решилась на это и книга была издана.
― Особым ингредиентом «Вишневого пирога», вдобавок к прекрасным стихам, стали еще и оригинальные иллюстрации…
― Да, они получились очень необычными и интересными. Иллюстратор Александр Яковлев даже придумал свой собственный стиль и назвал его «блинография» ― буквы и некоторые рисунки будто созданы из блинов и пирогов.
― Дмитрий, а вы помните свое первое стихотворение для детей? Как оно появилось? Ведь начинали вы с произведений для взрослой аудитории.
― Да, сначала я занимался написанием взрослой прозы и поэзии. О детской литературе и не задумывался. Этот переход случился совершенно внезапно. Однажды зимой, когда у нас в Воркуте стояли сильные морозы, я вдруг увидел собаку. Она была привязана к перилам у магазина, сидела вся в сосульках и в инее, тряслась от холода. Мне так стало жаль ее, что в этот момент у в голове начали складываться строчки стихотворения «Собачья печаль». Оно и стало первым.
СОБАЧЬЯ ПЕЧАЛЬ
У собаки Дарьи ―
грустная мордашка:
До сих пор бедняжку
грубо кличут: «Дашка».
Ей уже двенадцать лет,
Уваженья нет как нет:
«Дашка» да и «Дашка»…
Тяжко, Дарья, тяжко!
Тогда меня буквально переклинило, и я решил развиваться в детской литературе. Так что дай Бог здоровья этой собачке, именно с нее более 10 лет назад все и началось.
― Дмитрий, а как начинался ваш путь литератора? Кто прививал любовь к книгам?
― С литературой меня знакомил дедушка. Он сам был большой библиофил, собирал книги, хотя тогда трудно было достать хорошие издания, особенно в Воркуте. У него была подписка на библиотеку «Огонек», где были многотомники Чехова, Пушкина. Так что я с детства очень полюбил и читать, и писать.
― А какая книга была любимой в детстве?
― Самой любимой была та, которую мне так и не купили. Просто негде было взять. Это сейчас через Интернет любую книжку можно заказать, даже в Воркуту. А тогда ― за книжками, как и, например, за сосисками, надо было два дня ехать на поезде в Москву. Книжка называлась «Букваренок». Автор и художник ― Георгий Юдин. Не помню, где я впервые ее увидел, но с тех пор мечтал о ней ужасно. У приятеля она однажды появилась каким-то чудом, и я мог часами ее рассматривать и читать. Приятель злился: «Чего ты там нашел? Пошли играть!» И мне тогда было печально вдвойне оттого, что, кому эта книжка не больно-то и нужна, у того она есть. А кто бы все за нее отдал ― тому шиш, а не «Букваренок». Несправедливо.
― Когда уже выросли не было желания такую же отыскать?
― Я ее нашел случайно. Когда я работал в театре кукол, на гастролях в одном из городов наша труппа жила в квартире, где у хозяев оказалось почему-то целых два «Букваренка». Добрые хозяева торжественно вручили мне один экземпляр. Но так уж вышло, что где-то в многочисленных разъездах и переездах я ее потерял. Так оно и бывает. Мечта сбывается ― и не сбывается. Хотя, конечно, в те годы я, как взрослый, уже не так мечтал о «Букваренке», но все равно было обидно. И тут узнал, что «Букваренок» переиздан. И недавно мне его подарили, новое издание! Подарила, естественно, вышеупомянутая Валентина Дегтева, спасибо ей большое и за это! Этот экземпляр уже точно не потеряю.
― Дмитрий, а должен ли писатель обладать какими-то особыми качествами, чтобы его стихи нравились детям?
― У меня есть такое убеждение, что писатель, который работает для детей, должен сам быть немного ребенком. И ты пишешь, не ставя себе цель: «Я хочу написать детское стихотворение». А ты пишешь о том, что тебе самому близко, близок такой взгляд на мир.