Изображения:
Шрифт: A A A
Цвета: A A A A

Косоурова Мария Федоровна

Жительница Града Московского Мария Косоурова официально признана бывшим «несовершеннолетним узником фашизма».

Косоурова Мария Федоровна

Враг на пороге

С октября по декабрь 1941 года немцы прорывались к Москве с запада. Линия фронта проходила всего в 50 километрах от наших мест – в Наро-Фоминске. Две недели шли кровопролитные бои за город между подразделениями советской 33-й армии и 4-й немецкой армии. Фашисты оккупировали многие деревни Наро-Фоминского района, в том числе Новинское, где жили Паршиковы. В семье росло четверо детей, Марии, третьей по счету, тогда было всего шесть лет. За два года до начала войны семья перебралась в Новинское из Калуги. Построили добротный дом, потихоньку начали его обживать. Глава семейства Федор Савельевич, мастер на все руки, взялся класть русскую печь. «Вдруг– смотрим в окно, а там у речки немцы едут на мотоциклах и конях и пешие идут. Папа бросил инструменты, стал быстро собираться. Пошел огородами в лес, а из леса в деревню Люба-ново», – вспоминает Мария Федоровна (в Любанове оборонялись бойцы 222-й стрелковой дивизии и 1-й гвардейской мотострелковой дивизии). Немцы заняли Новинское. Всех жителей, не щадя даже стариков и матерей с грудными детьми, выгнали из своих домов и погнали под конвоем. Из исторических источников известно, что пленных из Наро-Фоминска гнали в Боровск Калужской области, где находился сборный пункт. Однако Мария Федоровна вспоминает, что ее семья попала в деревню Ревякино (от Новинского до Ревякино – около 50 километров.). «Загнали нас немцы в большой дом, не знаю, школа это была или больница. Наверное, сжечь собирались. Но ночью завязался у них с нашими солдатами бой. Нас отбили», – говорит Косоурова.

Вместо дома – пепелище

Мария Федоровна вспоминает, как шли она с мамой, сестрами и братом по деревням и пришли в Ревякино. Там им выделили дом, где они прожили несколько месяцев. После того как немцев из Наро-Фоминска окончательно выгнали, мама поехала в Новинское разведать обстановку. Она увидела полусожженную деревню, а на месте родного дома– пепелище. Соседи передали ей письма мужа с фронта. Федор Савельевич писал, что, когда ехал через Нару в бой, видел, что сотворили фашисты с деревней, и обещал отомстить: «За нашу деревню, за наш дом и за нашу семью». А в июле семье пришла похоронка. «Отомстил своей головой, папочка», – вздыхает Мария Федоровна . Хотя жить было негде, семья вернулась в Новинское. Поначалу их приютила соседка, у которой дом чудом уцелел. Затем Паршиковым как потерявшим кормильца солдаты построили новый дом. Кстати, этот военный дом «жив» до сих пор – хоть и, по словам Косоуровой, «еле дышит». Многие жители вернулись в деревню весной 1942-го. Мужчины были на фронте, женщины и дети все тащили на себе. Причем в буквальном смысле. Лошадей и коров, чтобы пахать землю, в деревне не было, так что женщинам приходилось самим впрягаться в плуг.

Новая жизнь

Маша пошла в школу, но бросила ее после пятого класса, чтобы помогать в колхозе. Вместе с мамой полола морковь, свеклу, сажала капусту. За свой труд колхозники получали вознаграждение – те же овощи, благодаря им и выживали. Мария Федоровна вспоминает, какое голодное тогда было время. Как собирали на поле гнилую картошку и из нее делали «тошнотики» – лепешки из картошки и травы. «А потом нам в колхозе дали месячного теленочка, – продолжает женщина. – Но чем было его кормить, когда самим есть нечего. Он у нас такой дохленький, облезлый был. А весной вынесли его на поле, он травы стал вдоволь есть. Когда набрал 500 килограммов, мы его сдали, а взамен телочку купили. Когда свое молоко появилось, стало полегче». В 17 лет Мария уехала из дерев-ни в Москву. Она устроилась работать на стройку, вышла замуж, родились двое детей. Долгое время Мария вместе с мужем Вик-тором проработала на Автомобильном заводе им. Ленинского Комсомола (позднее он был переименован в «Москвич»), она – сварщицей, он – сталеваром. От завода получили трехкомнатную квартиру и в ней прожили относительно спокойные и счастливые годы. Но Мария Федоровна уже давно вдова. Свою московскую квартиру подарила внучке, а сама перебралась в Московский – «доживать свой век». «Рада, что наши внуки живут хорошо. И что им не пришлось пережить то, что пережили мы», – заключает женщина.

09.06.2020 12:36
Вернуться к списку
© 2024 Администрация поселения Московский
Понедельник - четверг 9.00 - 18.00
Пятница 9.00 - 16.45